|
РАССЕЛ
РАССЕЛ Бертран (1872—1970)— англ. философ, логик, социолог-моралист, общественный деятель. Р. внес значительный вклад в развитие совр, математической логики. Им была развита логика отношений, усовершенствован язык логической символики. В начале столетия Р., открыв логический парадокс (получивший его имя) и разрабатывая т. наз. теорию дескрипций, совместно с Уайтхедом предпринял вслед за Фреге попытку логического обоснования математики (Логицизм). Его перу принадлежит ряд работ по философским проблемам естествознания и много эссе на различные социологические темы. Р. считал, что философия нанимает “ничейную землю” между наукой, религией и обыденным сознанием, а сущностью философии выступает логика, логический анализ. Р. был одним из основоположников англ. неореализма. а затем “нейтрального монизма” и “логического атомизма” как разновидности неопозитивизма. В решении осн. вопроса философии воззрения Р. претерпели эволюцию от объективного к субъективному идеализму и позднее — к умеренному агностицизму юмистского толка. Человек, по Р., имеет дело с чувственными данными, за к-рыми находятся не то независимые чувственные элементы (“сенсибилии”). не то “факты” или агрегаты “фактов”. Факты нельзя считать ни физическим, ни психическим — они нейтральны (“нейтральный монизм”). По Р., на этапе “нейтрального монизма” то, что эмпирически подтверждается, следует относить не к области чистой физики, а к сочетанию физики с психологией, к-рую он рассматривает как существенную составную часть всякой эмпирической науки. Р. отвергал материалистическую теорию отражения, был противником религии. Являясь активным борцом против фашизма, поборником мирного сосуществования государств, Р. наряду с Эйнштейном, Жолио-Кюри и др. учеными был инициатором Пагу-ошского движения, международных встреч ученых, выступающих за мир и научное сотрудничество. Большое значение в совр. условиях имеет выдвинутая в Манифесте Р.— Эйнштейна (1955) идея о необходимости мыслить по-новому в ядерный век. Осн. соч.: “Наше познание внешнего мира” (1915), “Исследование значения и истины” (1940), “Человеческое познание, его сфера и границы” (1948) и др.
|
|