|
ПЛАТОН
ПЛАТОН (428/427—348/347 до н. э.) — древнегреч. философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов (“Софист”, “Парменид”, “Теэтет”, “Государство” и др.). Отстаивая идеалистический взгляд на мир, П. активно боролся против материалистических учений своего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Парме-нчда и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, к-рые называл “видами” или “идеями” и к-рые отождествил с бытием. “Идеям” П. противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством. Чувственный мир, по П., порождение “идей” и “материи”, занимает срединное положение между ними. “Идеи” вечны, “занебесны”, не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии П. учение о “мировой душе”, психологии — учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. П. различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих “видах”. Источником такого познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только вероятное “мнение”. Между “идеями” и чувственными вещами П. поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания — “диалектика”, под к-рой П. понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс нисхождения касается только “видов” (“идей”), но не чувственных единичных вещей. По своим политическим взглядам П. был представителем афинской аристократии. В учении об об-ве изобразил идеальное аристократическое государство, существование к-рого основано на рабском труде (“Законы”): государством правят “философы”; его охраняют “стражи”, или “воины”; ниже этих обоих разрядов свободных граждан — “ремесленники”. По словам Маркса, утопия П. была афинской идеализацией кастового строя Египта. Маркс также отметил, что П. гениально понял роль разделения труда в образовании греч. “полиса” (“города-государства”). Учение П. играло видную роль в дальнейшей эволюции идеалистической философии.
|
|