|
ДЖАЙНИЗМ
ДЖАЙНИЗМ одна из неортодоксальных систем инд. философии и религии, возникшая около 6 в. до н. э. Д.— это система онтологического плюрализма. В ее основе лежит учение о тат-твах — сущностях, являющихся исходным материалом, из к-рого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из к-рой строится знание. Две гл. таттвы—это джива (душа), осн. свойство к-рой сознание, и аджива (все, не являющееся душой). Материя в Д.— одна из разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости,звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна, доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Кроме того, существует еще тонкая, т. наз. “кармическая материя”, обусловливающая связь души с телом. Единой души, или высшего бога, нет: в мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, существуют изначально и всегда. Всякая душа потенциально всеведуща, все-проникающа и всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом, в к-ром она живет. Этика Д. опирается на учение о непричинении зла (ахимса) живому существу. Философская система Д. лежит в основе джай-нистской религии, основателем к-рой считается мудрец (тиртханкар) Маха-вира (или Джина), живший в 9—8 вв. до н. э. Культ Д. включает в себя поклонение Махавире и др. тиртханкарам.
|
|