|
ГЕГЕЛЬ
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — нем. философ, объективный идеалист, представитель нем. классической философии. С 1801 преподавал в Йенском, а с 1818—в Берлинском ун-тах. В молодости Г. отличался радикальным образом мышления, приветствовал фр. революцию, выступал против феодальных порядков прусской монархии. В целом философия Г. своеобразно отразила противоречивый характер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа нем. буржуазии, идеологом к-рой был Г. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже революционные тенденции его философии как выражение идейной подготовки революции в Германии, а с др.— консервативные и реакционные идеи как результат непоследовательности и трусости буржуазии, ее склонности к компромиссам с реакционным юнкерством. Эта двойственность получила выражение во всех произв. Г., в т. ч. и в “Феноменологии духа” (1807), к-рую Маркс назвал “ис-тинным истоком и тайной гегелевской философии”. В этом произв. рассматривается эволюция человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией (феноменология — учение о явлениях (феноменах) сознания в их историческом развитии). Анализируя категорию отчуждения. Г., хотя и в идеалистической форме, “ухватывает сущность труда”, т. е. мн. важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и его историю как “результат его собственного труда” (Маркс), а следовательно, догадывается о нек-рых реальных закономерностях истории. Г. обосновывает тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное положение философии Г.— тождество бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Г. рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного) идеализма Г. (сжато изложенного в “Энциклопедии философских наук”, 1817) состоит в следующем. В основе всех явлений природы и об-ва лежит абсолют, духовное и разумное начало — “абсолютная идея”, “мировой разум” или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии чистого мышления” — Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2) развитие идеи в форме “инобытия”, т. е. в форме природы,— Философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность; 3) развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”) — Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. Идеалистический принцип тождества мышления и бытия служит, однако, обоснованием единства законов внешнего мира и мышления; он направлен против агностицизма Канта. Ценнейшим приобретением философии Г. была диалектика, изложенная особенно полно в “Науке логики” (1812—16). В этом произв. Г. дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. Исключительно велик вклад Г. в теорию познания; в частности, большое значение имеет его глубокая критика созерцательности, кантовскога дуализма “вещей в себе” и явлений. Большой интерес представляют также такие работы Г., как “Философия права” (1в21), “Лекции по истории философии” (1833—36), “Лекции по эстетике” (1835—38), “Лекции по философии истории” (1837). Во всех областях философии он оставил глубокий след, применяя диалектику, анализируя актуальные проблемы науки. Однако диалектика Г. была облечена в идеалистическую оболочку. Идеализм философии Г., а также его буржуазная ограниченность противоречили его собственным диалектическим идеям: признание завершенности развития мира и познания, мистификация диалектики, распространение принципа развития только на идеальные явления, схематизм и искусственность в развитии ряда логических категорий, замкнутость их системы, неумение и нежелание сделать последовательные социальные выводы из диалектики, примирение с существующим и оправдание его, признание прусской монархии венцом развития об-ва, националистические предрассудки и т. д. Философия Г. сыграла большую роль в формировании марксизма, к-рыи взял самое ценное в ней—диалектику, переработав ее в строго научное учение о развитии природы, об-ва и мышления. Марксизм высоко оценивает критику Г. агностицизма, его историзм, веру в силы и способности человеческого разума, его логическое учение, в к-ром он сумел угадать связи реального мира и важные закономерности теоретической и практической деятельности.
|
|