|
АРИСТОТЕЛЬ
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.) - один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. Ученик и критик Платона.
А. родился в эллинском городе Ста-гире (восточное побережье п-ва Халки-дика), поэтому в литературе его иногда называют Стагиритом. В 17 лет приехал в Афины, учился там, а затем преподавал в платоновской Академии. В 347 г. до н.э. А. основал свою философскую школу - Ликей (лицей). ;
А. написал большое количество произведений, но многие из них утеряны. Исследованию политико-правовых явлений посвящены такие сохранившиеся работы, как "Политика", "Афинская политая" и "Этика".
Государственно-правовая проблематика рассматривается А. с позиций идеального понимания греческого полиса (города-государства), в котором происходит политическое общение людей - свободных и равных.
Государство возникло, подобно семье и селению, в результате естественного развития. Семья и селение - это первичные формы общения людей, государство - высшая форма общения, которая объединяет все остальные.В государстве все формы общения достигают своей цели (блага) и получают завершение. Человек - существо политическое по своей природе, и в государстве он завершает свое развитие. А. считает, что не все народности достигли такого уровня. Например, варвары, у которых не развита человеческая природа,не способны создать политическую форму жизни. В этом проявилась эллиноцентристская позиция А.
Гражданином может быть только тот, кто "обладает совокупностью гражданских прав", может участвовать в отправлении функций законосовещательной и судебной власти государства. Определение государства зависит от понятия гражданина. С этой точки зрения государство - достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. В каждой форме государства имеется свое понятие гражданина (отсюда вывод А., что с изменением понятия гражданина - и соответственно формы государства - изменяется само государство).
Критерием определения формы государства у А.является верховная власть. Государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, А. делит формы государства на правильные и неправильные. В государствах правильных форм правители руководствуются общественной пользой, неправильных - личными интересами. Согласно А., возможны шесть форм государственного строя:
три правильные и три неправильные. Из форм правления, имеющих в виду общую пользу, правильны: монархия (или царская власть) - правление одного; аристократия - правление немногих (но более одного) и полития - правление большинства. А. считает последнюю самой правильной формой. Все остальные формы - отклонения от политии. Как лучшая форма государства, она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но не имеет их недостатков. Полития - "средняя" форма государства, основанная на "среднем элементе" - наилучшем классе общества со средним размером имущественного состояния, которому и принадлежит власть в государстве.
Все правильные формы государственного устройства могут при известных условиях отклоняться и вырождаться в неправильные: тиранию, олигархию, демократию. А. критикует крайнюю демократию, так как власть в ней принадлежит демосу, а не закону, и с одобрением
относится к цензовой демократии, которая считается с законом и основывается на примирении богатых и бедных. Тирания - наихудшая из форм государственного строя и всего дальше отстоит от его сущности: она не направлена на защиту интересов подданных и всегда возникает против их желания.
Олигархия - вырожденная форма аристократии,считает А. Это своекорыстное господство меньшинства, состоящего из богатых. Демократия - такая же своекорыстная форма господства большинства, состоящего из бедных.
Отсутствие равенства, по А.,есть та причина, по которой происходят в государстве междуусобицы и мятежи. Когда в обществе нарушается относительный характер равенства и искажается принцип политической справедливости, возникают перевороты. Принцип политической справедливости требует руководствоваться либо количественным равенством, либо равенством по достоинству. В демократии относительное равенство влечет за собой абсолютное равенство, а в олигархии,наоборот,относительное неравенство вызывает неравенство абсолютное. Такая ошибка в исходных принципах государственных форм и приводит к переворотам.
А. предлагает свой проект идеального государства, который он противопоставляет отвергнутым теориям государственного устройства (Платона, Фалея Халцедонского и др.), а также осужденным формам реально существовавших в его время государств.
В "Политике" (гл. II кн. I), характеризуя идеальное государство, А. говорит о большом числе рабов в нем. При этом рабы исключаются из числа членов общества, обладающих политическими правами. Рабы даже не входят в состав аристотелевского государства; они его экономическая и социальная предпосылка, но не признанный политический элемент. Гражданских прав лишены также ремесленники, торговцы, "толпа матросов".
Территория государства должна быть хорошо ориентирована по отношению и к морю, и к материку. Земля в государстве делится на две части: для общего пользования и для частного владения граждан.
Хороший законодатель, истинный политический деятель, по мнению А., должен обеспечить гражданам досуг и мир, поскольку "конечной целью войны служит мир, работы - досуг". А. высоко ценил благо мира. Он считал войну противной идее права. Эту мысль развили в дальнейшем критики войны и сторонники "вечного мира", в частности немецкие мыслители Кант и Фихте.
У А., как и у Платона, справедливое и законное совпадают. Право - это политическая справедливость и норма политических отношений между людьми. "Понятие справедливости связано с представлением о государстве,так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения", - полагал А. Право вообще А. называл "политическим правом", так как неполитическое право невозможно. Право вообще, по А., отсутствует в неполитических формах правления, например в деспотиях.
Политическое право бывает двух видов - естественное и условное (воле-установленное). В учении А. эти два вида различаются между собой, но оба относятся к политическим явлениям.
Естественное право А. определяет как такое, которое "везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его". К условному праву А. относит всеобщие соглашения и установления закона, причем последние делятся на писаные и неписаные. Неписаные законы включают в себя также правовые обычаи (обычное право). Под условным правом у А. понимается все то, что позже стало обозначаться термином "позитивное (положительное) право".
В концепции А. существенным качеством закона признается его соответствие праву и политической справедливости. "Всякий закон в основе предполагает своего рода право". Отступление закона от права приводит к вырождению закона в средство деспотизма. Политическое правление основано на законе и не зависит от людей. А. считал, что правители подвержены чувствам, закон же - "уравновешенный разум".
Историческая заслуга А. заключается в попытке энциклопедического охвата действительности и систематизации ее в учении о государстве и праве.
Лит.: Полный свод всех древних биографических свидетельств об Аристотеле в комм.: J. D u ri n g. Aristotele in the ancient biographical tradition, 1957; Лучшие издания греческого текста отдельных трактатов в сериях: Oxford Classical Texts и Collection G. Bude (P.); рус. пер. Соч. в 4-х томах. Т. 1-3. М., 1975-1981; Аристотель. Соч. в 4-х томах. М., 1975; Политика. Пер. С.А.Жебелева.СПб.,1911;Доватур А.И. Политика и полития Аристотеля. М.-Л., 1965;Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;
Brockter W., Aristoteles. Fr./M., 1964; Poss W.D. Aristotele. L, 1964; Лосев А.Ф. Аристотель: жизнь и смысл. М., 1982. . . Тимошевская А.Д.
|
|